О профсоюзе

100 лет назад, в июле 1918 года, в Москве состоялся первый Всероссийский съезд профессиональных союзов служащих, на котором делегаты от 90 союзов из 67 городов учредили Всероссийское объединение профсоюзов служащих, реорганизованное в мае 1919 года на II съезде во Всероссийский профессиональный союз работников советских общественных и торговых учреждений и организаций, а сокращенно – профсоюз совработников (позднее – совторгслужащих). Избранный Съездом Центральный комитет возглавил Угланов Николай Александрович.

На местах были созданы губернские отделы, уездные отделения Профсоюза и низовые ячейки – месткомы.

В апреле 1931 года профсоюз работников государственных учреждений СССР выделился из профсоюза совторгслужащих. Его возглавил Соломон Осипович Котляр.

В послевоенный период в состав Профсоюза вошли профсоюзы работников суда и прокуратуры, финансово-банковских работников и работников внешней торговли. Председателем ЦК Профсоюза в это время был Григорий Николаевич Петелин.

В дальнейшем Профсоюз возглавляли Аркадий Андреевич Сенников, Георгий Андреевич Макеев, Владимир Семенович Кузьмичев. Происходящие в Советском Союзе в середине 80-х годов изменения вызвали необходимость переосмысления роли и задач профсоюзов, их организационной структуры.

В декабре 1989 года собрание членов и кандидатов в члены ЦК Профсоюза от РСФСР, председателей и секретарей областных, краевых и республиканских комитетов Профсоюза России приняло решение о создании Бюро ЦК Профсоюза по РСФСР, председателем которого был избран Владимир Петрович Савченко.

Бюро ЦК обеспечило подготовку и проведение 15–16 августа 1990 года в г. Горьком Учредительного съезда профсоюза работников государственных учреждений РСФСР. Съезд принял Устав Профсоюза, избрал В.П. Савченко председателем Центрального комитета, утвердил состав ЦК, делегированный от 71 региональной организации Профсоюза, избрал Центрально-ревизионную комиссию. На протяжении 23 лет  (с 15 августа 1990 года по 4 декабря 2013 года) В.П. Савченко возглавлял Профсоюз работников государственных учреждений.

В качестве главной задачи Профсоюза съезд определил защиту профессионально-трудовых, социально-экономических, демократических прав и духовных интересов членов Профсоюза.

Вопросы совершенствования деятельности Профсоюза были в центре внимания всех съездов Профсоюза, прошедших с 1992 года.

На 2-ом (внеочередном) съезде было изменено название Профсоюза. Включение в него слов «и общественного обслуживания» способствовало сохранению в его рядах работников тех учреждений, которые вследствие акционирования перестали быть государственными (система материально- технического снабжения, банки и т.п.).

Важное значение имела разработка Профсоюзом концепции кадровой политики, которая была рассмотрена и принята IV внеочередным съездом Профсоюза и детализирована в последующих решениях Центрального комитета.

С 1997 года проводится целенаправленная финансовая политика в Профсоюзе, которая позволила осуществить кадровое укрепление аппаратов выборных органов региональных организаций и навести порядок в использовании членских взносов.

Будущее Профсоюза связано с молодежью.

В Профсоюзе создан Молодежный Совет. Региональными, территориальными и первичными организациями проводится работа по привлечению молодежи к работе в выборных органах Профсоюза.

С 1995 года на съездах Профсоюза принимается программный документ, определяющий на 5 лет конкретные цели по всем основным направлениям деятельности Профсоюза и его структурных подразделений.

В утверждённой Х Съездом Профсоюза 12 августа 2015 года Программе действий Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов

Профсоюза в 2015-2020 гг. определено, что «главным критерием эффективной деятельности Профсоюза, его выборных органов и организаций является реальное обеспечение каждого члена Профсоюза:

  • рабочим местом в соответствии с трудовым договором (служебным контрактом);
  • своевременно выплачиваемой, достойной его труду заработной платой (денежным содержанием);
  • рабочим местом, соответствующим требованиям охраны труда;
  • надежной защитой его трудовых прав.
  • Для достижения этих целей Центральный комитет Профсоюза, комитеты региональных (межрегиональных), территориальных организаций Профсоюза и выборные органы первичных профсоюзных организаций осуществляют работу по следующим направлениям:

  • защита социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза;
  • правозащитная работа Профсоюза;
  • охрана труда и здоровья;
  • организационное укрепление Профсоюза;
  • осуществление финансовой политики Профсоюза.
  • На IX (внеочередном) Съезде Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации 4 декабря 2013 года Председателем Профсоюза избран Водянов Николай Анатольевич.

    Решением очередного Х Съезда Профсоюза в августе 2015 года он вновь избран Председателем Профсоюза до 2020 года.

    Председатель Профсоюза является членом:

  • Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений;
  • Генсовета Федерации Независимых Профсоюзов России, Исполкома ФНПР;
  • Общественного совета при Федеральной службе судебных приставов;
  • правления Фонда социального страхования Российской Федерации.
  • По состоянию на 1 января 2020 года в Профсоюзе состоят 923703 членов.

    В 2020 году Президиум Профсоюза утвердил следующую структуру: 79 региональных, 2 межрегиональные, 893 территориальных и 17191 первичных организаций, в их числе 49 первичные профорганизации учебных заведений. На федеральном уровне действует 16 соглашений, заключенных ЦК Профсоюза с федеральными органами исполнительной власти и другими федеральными органами, а также Коллективный договор с ФГУП «Охрана» Росгвардии.

    Ежегодно проводятся семинары по наиболее актуальным для Профсоюза вопросам, в котором принимают участие председатели региональных (межрегиональных) организаций, члены Центрального комитета Профсоюза, Центральной ревизионной комиссии Профсоюза, члены Молодежного совета Центрального комитета Профсоюза.

    Профсоюз является членской организацией Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), Международной федерации профсоюзов работников государственных учреждений и общественного обслуживания, активно развивает международные связи с родственными профсоюзами Австрии, Израиля, Кипра, Латвии, Румынии, Турции и других, используя их опыт в направлениях, актуальных для Российского Профсоюза.

    Структура Профсоюза

    Профсоюзное движение в среде служащих, начавшееся в 1905–1907 годах,  затронуло Тульскую губернию в более поздние сроки. Идея об организации профессионального союза служащих на ее территории  зародилась еще до падения царизма, однако реализовать ее удалось только в марте 1917 года. Главными инициаторами этой идеи были Г.Е. Ермаков и П.Ф. Самсонов.

    Профессиональный союз был назван союзом служащих торгово- промышленных предприятий и общественных  организаций г. Тулы и Тульской губернии. К 14 мая 1917 г. в союзе уже насчитывалось 850 членов. Было организовано правление во главе с Г.Е. Ермаковым. Первый Всероссийский съезд профсоюзов (22–28 июля 1918 г.),  положивший начало объединению профессиональных  союзов служащих во всероссийском масштабе, определил организационные формы строения профсоюза.

    В июне 1919 года на основании  его постановления Тульский союз был переименован в Тульский губернский отдел Всероссийского профессионального союза работников советских, общественных и торговых учреждений и предприятий.

    В Тульском государственном архиве хранятся многие документы, даже названия которых свидетельствуют о направлениях деятельности союза. Протоколы месткомов союза и общих собраний рабочих и служащих, отчеты уездных и районных отделений дают понимание того, что областной профсоюз имел широкую сеть первичных и территориальных организаций.

    Сведения о работе тарифно-конфликтной комиссии, акты обследования условий труда, переписка по охране труда, планы развертывания социалистического соревнования, социалистические договоры и отчеты об их проверке, данные об отчислении средств в фонд индустриализации, о реализации третьего займа индустриализации, ходатайства о присвоении звания Героя труда, протоколы совещаний об отправке рабочих бригад в деревню, об участии молодежи в проведении сельскохозяйственных кампаний, сведения об экономических результатах субботника по сбору средств в фонд коллективизации, карточки обследования безработных, протоколы их общих собраний и комиссий по выдаче им пособий, переписка о  работе с детьми – все это дает нам представление о том, сколь полнокровной жизнью жил наш профсоюз в 20–30 годы XX века.

    По имеющимся архивным данным 8 апреля 1942 года согласно постановлению ЦК профсоюза работников госучреждений было организовано Оргбюро профсоюза Тульской области, которое занималось идеологическим и культурным воспитанием масс, улучшением быта трудящихся и обслуживало 33 района Тульской области. Оргбюро впоследствии  было преобразовано в  обком профсоюза.

    На основании постановления президиума ВЦСПС от 4 января 1956 года к Тульскому обкому профсоюза работников госучреждений был присоединен профсоюз финансово-банковских работников.

    В разное время  председателями Тульского обкома профсоюза были  Щеглова А.В. (2 года), Смирнова А.Е. (9 лет), Потапова Анна Максимовна (20 лет), Карпов Геннадий Анатольевич, который возглавлял обком Профсоюза 22 года, Баца Вера Михайловна — 18 лет.

    На момент создания российского Профсоюза  в августе 1990 года в Тульской областной организации было около 39 тысяч членов Профсоюза, 559 первичных и 24 территориальных организаций.

    Тяжелые годы пришлось пережить Тульской областной  организации Профсоюза в 1992–1993 годах, в период антипрофсоюзных действий областной администрации под руководством бывшего губернатора  Н.В. Севрюгина.

    Тульская область была выбрана в качестве полигона для испытания методов по разгону российских профсоюзов. Фактически здесь отрабатывался механизм их развала и ослабления влияния в обществе. В этот период  областная организация потеряла две трети своего состава, лишившись практически в одночасье  более двухсот своих организаций.

    На протяжении последних десятилетий ведется работа  за восстановление разрушенной структуры областной организации, а главное, за восстановление веры людей в возможность защитить себя от произвола, оставшись или объединившись в профсоюз. Именно эта цель была определена областным комитетом как стратегическая, на ее достижение обком Профсоюза нацеливал свои профсоюзные кадры.

    Тульская областная организация Профсоюза объединяет  73 первичных
    профсоюзных организаций (по состоянию на 01.01.2022 г.), созданных в
    органах и учреждениях, относящихся к 18 министерствам и ведомствам. В
    областную организацию входят 5 территориальных организаций Профсоюза.
    Комитет Тульской областной организации Профсоюза осуществляет
    свою деятельность по представительству и защите индивидуальных и
    коллективных социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза в
    соответствии с Уставом и Программой действий Профсоюза на 2020–2025
    годы.
    В основу работы по регулированию социально-трудовых отношений
    положено дальнейшее развитие и совершенствование системы социального
    партнерства с органами государственной власти Тульской области и
    местного самоуправления, работодателями, особое место в которой занимают
    отраслевые соглашения и коллективные договоры.
    Областным комитетом заключено 5 отраслевых соглашений, действие
    которых распространяется  на 6068 работников, в том числе на 4003 члена
    Профсоюза.
    В учреждениях, органах заключены 62 коллективных договора,
    действие которых распространяются на 7792 работников, 4814 из которых -
    члены  Профсоюза.
    За 2021 год комитетом проведена правовая экспертиза 17
    коллективных договоров, соглашений и локальных нормативных актов.
    Председатель Тульской областной организации Профсоюза является
    членом Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-
    трудовых отношений. Активную позицию комитет занимает в
    законотворческой и нормотворческой работе в составе рабочих групп по
    разработке проектов законов, других документов, затрагивающих социально-
    трудовые права и интересы членов Профсоюза. За 2020–2021 годы с
    участием комитета проведена экспертиза 16 проектов законов и иных
    нормативных правовых актов Российской Федерации и Тульской области.
    Учитывая, что последнее десятилетие отличается широкой
    масштабностью структурных изменений системы государственных
    учреждений Тульской области, муниципальных образований, органов
    местного самоуправления, во избежание массовых нарушений трудового
    законодательства при проведении оргштатных мероприятий,  комитет
    Тульской областной организации Профсоюза особое внимание уделяет
    работе с профсоюзным активом, с руководителями учреждений,
    специалистами по кадрам, юрисконсультами. по   вопросам практического
    применения трудового законодательства.
    Реализуя правозащитную функцию, комитет оказывает бесплатные
    консультации по вопросам правового характера, осуществляет контроль

    соблюдения трудового законодательства и законодательства по охране труда,
    представляет интересы членов Профсоюза в судебных органах, обеспечивает
    нормативными документами.
    С целью повышения социальной защиты членов Профсоюза в комитете
    принято постановление об оказании материальной помощи членам
    Профсоюза, развивается сервис предоставления беспроцентных займов,
    внедряется система профсоюзных скидок «Профдисконт», предоставляются
    льготные профсоюзные путевки в здравницы ФНПР.